Оценка стоимости бриллиантов


Цены на бриллианты традиционно считаются в долларах США за 1 карат. Масса, цвет, чистота, качество огранки, известные как 4 “С”, являются основными факторами, от которых зависит цена бриллианта. На основании этих факторов можно определить прейскурантную стоимость бриллианта. За рубежом ценовыми индикаторами являются прайс-листы, создаваемые на основе статистического анализа спроса и предложения на бриллиантовом рынке, и поэтому цены на бриллианты из прайс-листа является основой для переговоров об окончательной сумме сделки. В России действует прейскурант на бриллианты от 2002 года, утвержденный государственными органами. На основании прейскурантных цен продавцы бриллиантов устанавливают цены предложений. Среди зарубежных прайс-листов наибольшую известность получил Прайс-лист Рапапорта. Прайс-лист Рапапорта представляет собой сводку розничных цен предложения бриллиантов на рынке Нью-Йорка при условии оплаты наличной валютой, регулярно получаемую на основе данных опроса дилеров. Прайс-лист отражает мнение экспертов Rapaport Corporation об уровне цен на бриллианты, не являясь предложением на покупку либо продажу.

                              

С ростом массы бриллианта цена на него растет и в долларах за карат, поэтому удвоение массы не означает удвоение цены за камень. Например, если зафиксировать для бриллианта цвет H и чистоту SI2, то разница в стоимости между полукаратным и каратным бриллиантами будет составлять 2,38 раза за карат или 4,76 раза за камень. Если проанализировать, как стоимость за карат возрастает с ростом массы, то можно увидеть скачки цен, когда камень достигает массы 0,30 ct, затем 0,50 ct, 1 ct, 2 ct, 3 ct, 5 ct. И наоборот, если в прайс-листах указаны одни и те же цены для размерно–весовой группы, например, от 1,00 до 1,49 ct, то цена камней за карат внутри группы не зависит от массы, но зависит от цвета, чистоты и огранки.

Очень интересно влияние группы цвета на стоимость камня. Если рассмотреть так называемый желтй ряд, т.е. линию камней от совершенно бесцветных до насыщенно желтых, то самыми дорогими будут совершенно бесцветные. Малейший, едва видимый нацвет понижает стоимость, и далее, с каждой следующей группой цвета, стоимость падает примерно до группы М по международной системе. От М и до Z цена изменяется в сторону понижения, но в незначительной степени, прейскурант Рапапорта не содержит цен на камни, по цвету хуже М. После окончания шкалы D-Z камень уже имеет не оттенок, а цвет, считается фантазийно желтым, и цена снова начинает расти. В зависимости от насыщенности камню могут быть присвоены такие группы цвета, как «интенсивный», «густой», «темный», и это сказывается на цене. Наибольшую стоимость из фантазийно окрашенных желтых бриллиантов, приближающуюся к стоимости совершенно бесцветных камней, имеет Fancy Vivid Yellow, т.е. фантазийный густой желтый цвет.

По чистоте все камни также можно расположить на шкале «без включений – многочисленные включения». Понятно, что чем меньше включений, чем меньше их размер, тем выше стоимость камня. Однако, если взять два камня, которым присвоена одинаковая группа чистоты, то прейскурантная стоимость их будет одинаковая, но рыночная стоимость может отличаться. Например, дилер может запросить более высокую цену за камень пятой группы чистоты, если чистота ближе к четвертой группе, и более низкую цену, если характер включений ближе к шестой группе.

Огранка оказывает огромное влияние на цену. Бриллианты с плохим качеством огранки, плоские, с высокой короной и павильоном ценятся значительно ниже бриллиантов с хорошим качеством огранки. Ценовая информация в прейскурантах относится к камням с хорошим качеством огранки. В то время как камни со средним качеством огранки часто продают со сравнительно небольшими скидками по отношению к камням с отличным качеством огранки, бриллианты с плохим качеством огранки могут продаваться со значительными скидками. Цены на фантазийные формы также зависят от качества огранки, и на “фантазии" с плохим качеством огранки делаются большие скидки. Кроме того, форму и качество огранки “фантазий" очень трудно описать в единообразной форме. В целом в прейскурантах не прописана зависимость цены от качества огранки. Влияние огранки на цену чрезвычайно специфично для отдельных камней и покупателей. Все это часто носит субъективный характер и может варьироваться в соответствии с условиями рынка. К дополнительным факторам, влияющим на оценку огранки, относятся: смещение калетты, несимметричные ребра, явно волнистый рундист, большие найфы, соотношение между общей высотой, величиной площадки, высотой короны и глубиной павильона

Каждый прейскурант сопряжен с определенной системой оценки бриллиантов. Так, по российскому прейскуранту мы можем узнать стоимость бриллианта, характеристики которого определены по ТУ, а по прейскуранту Рапапорта – если характеристики определены по системе GIA (Геммологического Института Америки). Для камней с массой свыше 6 карат не существует каких-либо ценовых индикаторов, и торговцы при определении цен на особо крупные бриллианты ориентируются либо на результаты международных аукционов, либо продают по такой цене, которую способен заплатить покупатель.

Например, если принять за основу российский прейскурант цен, то по отношению к нему нужно сделать несколько поправок:
1) Цены 2001 года намного ниже сегодняшних цен, причем на разные размерные группы, группы цвета и чистоты они изменились по-разному. Крупные чистые бриллианты высоких цветовых характеристик подорожали за это время гораздо больше, чем мелкие камни невысоких характеристик;
2) Прейскурант был выпущен на оптовые цены, розничные должны быть выше;
3) Прейскурант не учитывает дилерскую торговую надбавку;
4) Прейскурант не учитывает НДС
5) Прейскурант не учитывает расходов на сертификацию, это примерно 60 долларов США за бриллиант массой 1 карат

Стоимость бриллианта растет по мере того, как он путешествует от ограночного предприятия и до конечного потребителя. Бриллиант как часть оптовой партии стоит меньше, чем такой же бриллиант в розницу. Если дилер хочет купить партию бриллиантов, он оплачивает по одной цене, а если он хочет выбрать из этой партии один камень, цена другая, как правило, выше. Цена камня в изделии в ювелирном магазине может в несколько раз отличаться от прейскурантной. И неоднократно были случаи, когда эксперт сообщал клиенту прейскурантную стоимость бриллианта, чем шокировал клиента, знающего только ту цену, которую он заплатил в ювелирном магазине, хотя понятно, что магазинные надбавки могут быть вполне оправданы, равно как и многие другие расходы на пути камня к конечному потребителю.

Особенности рынка таковы, что встречаются предложения бриллиантов по ценам, которые могут быть как ниже минимальных цен калькулятора, так и выше максимальных. Цена ниже минимальной не обязательно означает, что камень плохой огранки или продавец завысил характеристики. Точно также, цена выше максимальной цены калькулятора не обязательно означает, что такая цена ничем не оправдана. Например, большинство оправленных бриллиантов будут иметь цену, выше максимальной, рассчитываемой калькулятором. Во всех таких случаях рекомендуется консультироваться с продавцом для получения индивидуальной информации по камню.